КА  «Профессиональное тестирование»

О.И. Волков, В.К. Скляренко
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ
М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.

Предыдущая

Тема 5 ассоциативные (корпоративные) формы предпринимательства и некоммерческие организации

5.1. Холдинги

Холдинговая компания – это компания или организация (корпорация), владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (предприятий).

Контрольный пакет акций – основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. (Диверсификация – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий.)

Таким образом, холдинговая компания – вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав активов холдинговой компании). В Российской Федерации холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются только в форме акционерных обществ открытого типа. В соответствии с законодательством России холдинговая компания имеет право осуществлять инвестиционную деятельность, в частности, покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении.

. Положительной стороной образования холдинговых компаний является то, что благодаря обладанию контрольными пакетами акций они получают возможность проводить единую политику в различных областях деятельности, направленную на увеличение производства и сбыта.

На практике встречаются промышленные и финансовые холдинговые компании. Последние – это компании, у которых более 50% капитала составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. Они не имеют права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий.

Холдинговые компании, как правило, создаются в следующих случаях: при образовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий, при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий, при учреждении новых акционерных обществ. В число участников (акционеров) холдинговых компаний и их дочерних предприятии при создании могут входить юридические и физические лица, признанные покупателями в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации».

Предыдущая