О.И. Волков, В.К. Скляренко
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ
М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.
Предыдущая |
Тема 5 ассоциативные (корпоративные) формы предпринимательства и некоммерческие организации
5.2. Финансово-промышленные группы
В соответствии с Федеральным законом «О финансово-промышленных группах», введенным в действие 30 ноября 1995 г., под финансово-промышленной группой (ФПГ) понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками ФПГ являются юридические лица, подписавшие договор об их создании, и утвержденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. Обязательным условием создания должно быть наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. В их состав могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ. Если в составе участников имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств – участников СНГ, то ФПГ регистрируется как транснациональная. Если транснациональная ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, то ей присваивается статус межгосударственной (международной).
Создание ФПГ в нашей стране следует рассматривать как самоорганизацию, направленную не только на выживание, но и на обеспечение более высокого уровня развития. ФПГ имеют следующие возможности:
• создавать высокоэффективные производственные системы с вертикальной интеграцией, как, например, в АПК – от производства зерна до выпуска высококачественных мясопродуктов;
• снизить издержки, обеспечить рост конечных результатов и доходность членов ФПГ;
• обеспечить развитие эффективных отношений собственности;
• создать эффективный механизм финансирования всей производственной цепочки;
• привлечь крупные инвестиции под гарантии совокупных активов ФПГ.
Характерными чертами развития ФПГ являются:
• широкое развитие трастовых отношений внутри группы, т.е. системы доверительного управления предприятиями, портфелями ценных бумаг (например, АО «Каббалкхлебопродукт» Госкомимущество республики передало контрольные пакеты акций предприятий системы хлебопродуктов);
• высокая степень управленческой автономии и соблюдения конкуренции между членами групп реализации проектов;
• совместная организация маркетинга продукции в условиях соперничества вертикально интегрированных групп;
• целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перспективное владение акциями.
Подобная система объединения промышленных и финансовых капиталов является для России новой.
Предыдущая |