КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 14. Культурно-исторические памятники Африки

14.3. Античное наследие Северной Африки

14.3.2. Древние памятники Алжира и Марокко

Во Всемирное культурное наследие входят три «мертвых» города в Алжире. Наиболее древний из них - Типаса, существовавший еще в доримские времена, тогда как Тимгад и Джемила ведут родословную от эпохи правления императора Траяна. В Марокко находится во многом похожий на них римский город Волюбилис.

Археологические памятники Типасы.

Типаса, расположенная на берегу Средиземного моря западнее г. Алжир, сначала была одной из первых финикийских колоний, затем перешла к Карфагену, от него - к Мавретании, а в начале новой эры стала принадлежать Риму, затем тут побывали вандалы и византийцы.

От пунической эпохи здесь сохранились остатки погребений, от мавретан-ской - большой королевский мавзолей и фрагменты крепостных стен. Но особенно богато тут представлена римская эпоха: раскопаны сооружения городского форума со зданиями курии, капитолия и базилики, главная улица - кор-со, театр, большие и малые термы, амфитеатр, жилые дома, два некрополя. В руинах богатых римских вилл сохранились остатки фресок.

Разрушенная арабами в VII в., Типаса так и не возродилась к новой жизни. Теперь о ее прошлом можно судить лишь по оставшимся руинам города и по экспонатам, собранным в местном музее.

Археологические памятники Тимгада.

Тимгад (древнее название Тамугади , римское - Колония Марциана Траяна) был основан в 100 г. н.э. при императоре Траяне на склоне горного массива Орес для защиты южных рубежей римской Африки. Первыми его жителями были ветераны одного из легионов империи. Своего расцвета Тимгад достиг во II - III вв. Тогда же сложился его архитектурный облик.

Первоначально город занимал прямоугольную, окруженную стенами площадку размером 330 х 360 м и был распланирован по обычному образцу римского военного лагеря с пересекающимися главными улицами, с четким подразделением на шесть блоков-кварталов, каждый из которых включал по 24 дома-инсулы, с триумфальными арками при входах на главные магистрали, с форумом, капитолием, театром, термами.

О благоустройстве Тимгада свидетельствует тот факт, что под его улицами были проложены канализационные трубы. В городе была большая публичная библиотека с книгохранилищем и читальным залом. Постепенно застройка стала выходить за пределы крепостных стен. За ними также появились храмы, рынки, торгово-ремесленные кварталы, а в Ш в. эти стены и вовсе были снесены.

На закате Римской империи г. Тимгад стал важным центром христианства. Здесь появился комплекс раннехристианских зданий, включавший базилику и баптистерий. Однако в V в. Тимгад был разрушен берберами. В VI в. его попытались восстановить византийцы, построившие здесь свою крепость. Но в VII в. Тимгад, окончательно разрушенный арабскими завоевателями, был оставлен жителями. А то, что уцелело, стало разрушаться под воздействием песка и ветра.

Раскопки в Тимгаде французские археологи начали в 1880 г., и теперь его руины дают наглядное представление об облике этого провинциального римского города. Здесь можно увидеть остатки некогда украшенного статуями городского форума и прилегающих к нему общественных зданий, театра на 4000 мест. Прекрасно сохранились термы, имевшие бассейны для холодной и горячей воды с мозаичными полами. То же можно сказать о трехпролетной триумфальной арке Траяна. Неудивительно, что по степени наглядности и сохранности Тимгад нередко сравнивают со знаменитыми руинами Помпеи в Италии. Многие экспонаты римской древности выставлены в местном археологическом музее.

Археологические памятники Джемилы. Джемила - населенный пункт в северо-восточной части Алжира, расположенный на месте древнего римского города с берберским названием Куйкуль. Этот город, как и Тимгад, был основан при императоре Траяне для защиты владений империи от берберских племен. Поэтому и расположен он был на высоте 900 м над у.м., «спиной» к горному массиву. Во II - IV вв. Куйкуль стал довольно крупным городом римской провинции Нумидия, разбогатевшим благодаря выращиванию ячменя. В VI - VIII вв. он также оказался одним из центров христианства в Северной Африке, а позднее подвергся разрушению.

Территория, занятая руинами древнего города, имеет вытянутую форму и следует рельефу местности, так что его обычный регулярный план сочетается с более свободной застройкой. Ныне здесь вполне отчетливо прослеживается обрамленная колоннадами главная улица - кардо. Сохранились также остатки двух форумов, нескольких храмов, терм, театра, расположенного на высоком горном уступе, триумфальной арки Каракаллы, рыночной площади, старых городских стен и ворот. В археологическом музее Джемилы можно увидеть античную мозаику и скульптуру.

Археологические памятника Волюбилиса. Руины этого римского города находятся в Марокко. Сначала здесь было берберское поселение, которое в III в. до н.э. испытало на себе сильное влияние Карфагена, а затем стало столицей Мавретанского королевства. Когда в 40 г. н.э., при императоре Калигуле, Мавритания вошла в состав Римской империи, Волюбилис стал одним из самых западных ее форпостов в Африке. Это был процветающий город с 20 тыс. жителей, которые занимались в основном производством оливкового масла. Свое экономическое и культурное значение Волюбилис сохранял до конца VIII в., когда Идрис I, основатель арабской династии Идрисидов в Магрибе, устроил на его месте одну из своих резиденций. Гораздо позднее, уже в XIII в., один из султанов вывез отсюда весь остававшийся еще мрамор для постройки своего дворца в Мекнесе.

Раскопки Волюбилиса были начаты еще в 1915 г., и теперь здесь также можно видеть руины римского города с регулярной планировкой и необычно широкой центральной улицей кардо, проходящей с севера на юг, остатки мощных крепостных стен с воротами и округлыми башнями, терм, арки Каракаллы, многочисленных аркад, портиков, постаментов. В домах на главной улице - кардо, прямо за аркой Каракаллы уцелели мозаики, изображающие Вакха на колеснице, нереиду, спящую Ариадну, похищение Ганимеда, подвиги Геракла. А в так называемом доме Орфея сохранились две великолепные мозаики, одна из которых изображает легендарного Орфея. Особенно ценные находки хранятся в местном музее и в музее г. Рабата.

Предыдущая