КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

Предыдущая

9. Системы качества и управление системой

9.9. Концепция TQM

Система TQM эффективно действует тогда, когда она принята как национальная концепция. На национальном уровне система TQM принята в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Гонконге, Германии, Англии, Швеции, Швейцарии. Это обусловлено тем, что авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Потребители в первую очередь ориентируется на страну производитель в международной торговле, т.к. основа экономической политики – концепция всеобщего качества, приносящая стабильность и справедливость в социальную жизнь компаний, страны и общества. При этом использование научно-технического потенциала, т.е. вовлечение работников науки в программы управления и улучшение качества является престижным. Это основа интеграции науки и производства.

 Концепция TQM наглядно проиллюстрирована на рис. 29. Следовательно TQM предусматривает управление всей системой руководства и бизнеса и осуществляется на четырех уровнях:

 – нормативном (внутренние правила, относящиеся к качеству);

 – стратегическом (области бизнеса компании – конкурентоспособность компании и ее управление);

 – эксплуатационном (производственная деятельность, оперативность решения);

 – на уровне людских ресурсов, где оценивается персональный вклад каждого работника в общее дело.

 Отсюда вытекает, что основой существования предприятия будущего является три условия:

 – внедрение систем качества;

 – структурная перестройка организации;

 – внедрение информационных технологий.

 Результаты внедрения системы качества на фирме «Шеффилд» (США, штат сотрудников 385 человек) по производству измерительной, контрольно-измерительной и миниатюрной аппаратуры представлены в таблице 10, а по ряду стран в таблице 11.

Таблица 10

Результаты внедрения системы качества на фирме «ШЕФФИЛД»

Показатели

Перед внедрением системы качества

После внедрения системы качества

Дефектность

1-2%

Менее 0,001%

Средний процент загрузки оборудования

10-15%

40%

Потери из-за брака

20-50%

Менее 3-5%

Процент в бюджете времени на обучение

0,2%

5%

Текучесть кадров

10-15%

1%

Простой оборудования

3-6%

1%

Таблица 11

Количество предприятий, сертифицированных систем качества

Страна

Количество предприятий

1995

1997

Великобритания

52595

56688

Германия

10236

20656

Австралия

8834

10547

США

8762

18580

Франция

5536

11920

Нидерланды

5284

10380

 

Окончание табл. 11

Италия

4814

12134

Япония

3762

6487

Швейцария

2065

4653

Бельгия

1716

3391

Южная Корея

619

5806

Китай

507

5698

Россия

50

100

Россия 1999 – 197 предприятий

             2000 – 257 предприятий

             2001 –        предприятий

 Главные причины низкой результативности создание систем качества на предприятиях в России следующие:

 – Отсутствие стратегии предприятия и Политики в области качества.

 – Специфика Российского менталитета.

 – Большой акцент на производство и сбыт, а не на потребителя.

 – Некорректное делегирование полномочий в области менеджмента качества и непонимание роли качества в конкурентной борьбе.

 – Акцент на документирование системы качества, а не на создание истинной системы качества.

 – Недостаточное внимание обучению персонала и его вовлечение в создание системы качества.

 – Маркетинг направлен на реализацию товара, а не на изучения рынка, потребностей и желаний потребителя.

 Российская промышленность и сфера услуг только в начале овладения TQM. Не решив проблему не качественности российской жизни, невозможно решить и любую другую социально-экономическую задачу. Поэтому внедрение стандартов ИСО 9000:2000 является первостепенной задачей по пути качества в России, хотя это первый шаг к пониманию сути TQM.

Предыдущая