В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация
Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.
Предыдущая |
9. Системы качества и управление системой
9.9. Концепция TQM
Система TQM эффективно действует тогда, когда она принята как национальная концепция. На национальном уровне система TQM принята в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Гонконге, Германии, Англии, Швеции, Швейцарии. Это обусловлено тем, что авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Потребители в первую очередь ориентируется на страну производитель в международной торговле, т.к. основа экономической политики – концепция всеобщего качества, приносящая стабильность и справедливость в социальную жизнь компаний, страны и общества. При этом использование научно-технического потенциала, т.е. вовлечение работников науки в программы управления и улучшение качества является престижным. Это основа интеграции науки и производства.
Концепция TQM наглядно проиллюстрирована на рис. 29. Следовательно TQM предусматривает управление всей системой руководства и бизнеса и осуществляется на четырех уровнях:
– нормативном (внутренние правила, относящиеся к качеству);
– стратегическом (области бизнеса компании – конкурентоспособность компании и ее управление);
– эксплуатационном (производственная деятельность, оперативность решения);
– на уровне людских ресурсов, где оценивается персональный вклад каждого работника в общее дело.
Отсюда вытекает, что основой существования предприятия будущего является три условия:
– внедрение систем качества;
– структурная перестройка организации;
– внедрение информационных технологий.
Результаты внедрения системы качества на фирме «Шеффилд» (США, штат сотрудников 385 человек) по производству измерительной, контрольно-измерительной и миниатюрной аппаратуры представлены в таблице 10, а по ряду стран в таблице 11.
Таблица 10
Результаты внедрения системы качества на фирме «ШЕФФИЛД»
Показатели |
Перед внедрением системы качества |
После внедрения системы качества |
Дефектность |
1-2% |
Менее 0,001% |
Средний процент загрузки оборудования |
10-15% |
40% |
Потери из-за брака |
20-50% |
Менее 3-5% |
Процент в бюджете времени на обучение |
0,2% |
5% |
Текучесть кадров |
10-15% |
1% |
Простой оборудования |
3-6% |
1% |
Таблица 11
Количество предприятий, сертифицированных систем качества
Страна |
Количество предприятий |
|
1995 |
1997 |
|
Великобритания |
52595 |
56688 |
Германия |
10236 |
20656 |
Австралия |
8834 |
10547 |
США |
8762 |
18580 |
Франция |
5536 |
11920 |
Нидерланды |
5284 |
10380 |
Окончание табл. 11
Италия |
4814 |
12134 |
Япония |
3762 |
6487 |
Швейцария |
2065 |
4653 |
Бельгия |
1716 |
3391 |
Южная Корея |
619 |
5806 |
Китай |
507 |
5698 |
Россия |
50 |
100 |
Россия 1999 – 197 предприятий 2000 – 257 предприятий 2001 – предприятий |
Главные причины низкой результативности создание систем качества на предприятиях в России следующие:
– Отсутствие стратегии предприятия и Политики в области качества.
– Специфика Российского менталитета.
– Большой акцент на производство и сбыт, а не на потребителя.
– Некорректное делегирование полномочий в области менеджмента качества и непонимание роли качества в конкурентной борьбе.
– Акцент на документирование системы качества, а не на создание истинной системы качества.
– Недостаточное внимание обучению персонала и его вовлечение в создание системы качества.
– Маркетинг направлен на реализацию товара, а не на изучения рынка, потребностей и желаний потребителя.
Российская промышленность и сфера услуг только в начале овладения TQM. Не решив проблему не качественности российской жизни, невозможно решить и любую другую социально-экономическую задачу. Поэтому внедрение стандартов ИСО 9000:2000 является первостепенной задачей по пути качества в России, хотя это первый шаг к пониманию сути TQM.
Предыдущая |