В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация
Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.
Предыдущая |
1. Качество
1.2. Историческая справка
1.2.10. 14 принципов Деминга
1. Постоянство цели. Суть этого принципа в четкой формулировке постоянной цели предприятия, направленной на усовершенствование продукции (услуг). В формулировке Деминга это звучит так. «Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель – стать конкурентноспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Не отступайте от достижения твердо установленных производственных целей в области поэтапного и постоянного улучшения продукции и услуг». При этом ресурсы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности, а не сиюминутная прибыль.
2. Новая философия. В трактовке Деминга «Применяйте новую философию предпринимательства (философию качества), чтобы добиться стабильности предприятия». Вся компания должна быть в процессе улучшения качества всех систем и видов деятельности. Качество-предпосылка для роста производительности. Доволен заказчик – стимул для деятельности. Потребитель должен получать то, что он хочет, когда хочет и в той форме, в которой хочет.
3. Прекращение проверок качества продукции. Деминг пишет: «Поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле, и нет зависимости качества от него. Устраните необходимость в массовом контроле, в первую очередь сделав качество неотъемлемой характеристикой товара». Отсюда следует:
– Качество продукции результат оптимального процесса производства, а не контроля.
– Управление процессом производства вместо проверок качества продукции.
– Постоянное усовершенствование качества процесса производства – задача всех.
– Ответственность отдела технического контроля за качество – неверный путь. За качество отвечают все.
4. Покончите практику закупок по самой дешевой цене, т.к.:
– цена не отражает качество;
– качество должно быть известно и подтверждено сертификатом и статистически доказано;
– необходимо стремиться к выбору единого поставщика, доверие к нему позволит исключить входной контроль и окупить более высокую цену закупок.
5. Постоянно совершенствовать систему качества:
– Определение причин дефектов и на основе этого усовершенствование системы качества производства.
– Усовершенствование процесса – повышает производительность и уменьшает затраты, а следовательно увеличивает прибыль.
– Система контроля и управление процессом должна строиться на статистических методах.
6. Создание современных методов профессионального обучения:
– Обеспечение постоянного повышения квалификации сотрудников – задача руководителя.
– Каждое предприятие должно иметь план обучения и повышения квалификации.
– Человек – решающее звено везде, даже в полностью автоматизированном производстве.
7. Обеспечение правильного руководства:
– Руководитель должен быть не надзирателем, а помощником подчиненным, чтобы лучше выполнить работу.
– Руководитель должен обладать знаниями о статистических методах, чтобы оказывать помощь своим сотрудникам.
– Сотрудник не должен обвиняться в результатах работы, если виновата система (плохое оборудование, акцент на количество, а не на качество и т.д.).
8. Устранение атмосферы боязни:
– Из-за боязни и страха человек делает ошибки (сдает дефектные изделия, преувеличивают цифры, скрывают ошибки).
– Необходимо создать атмосферу исключения боязни на всем предприятии, атмосферу взаимного доверия, уважения и уверенности. Для этого необходимо разрушить барьеры между работниками и их непосредственными начальниками.
– За брак не наказывают, а наказывают за пропуск брака на последующие операции.
9. Устранение барьеров между подразделениями и различными сферами деятельности предприятия:
– Работники исследовательских, конструкторских, производственных, торговых и контролирующих отделов и подразделений должны работать как одна команда, чтобы предвидеть возникновение проблем как при производстве, так и эксплуатации и оказании услуг.
– Необходимо создавать группы (кружки качества) для комплексного решения поставленных вопросов.
– Исключить любые внутренние конфликты.
– Между подразделениями предприятия должны быть отношения как между, потребителем и производителем (поставщиком) по всей производственной цепочке.
– Предприятие должно работать по функциональному принципу.
10. Избегать ненужных лозунгов и призывов:
– Лозунги, плакаты, проповеди никому не помогли работать. Они вызывают горечь и негодование, не позволяют рабочим гордиться своим мастерством.
– Задания сверху должны соответствовать системе. Задача администрации не упрашивать рабочих лозунгами, а улучшать систему качества путем внедрения статистических методов контроля и регулирования технических процессов.
11. Не ставить жестко установленных норм
– Устранить произвольно предписываемые нормы. Нормы – это заслон на пути повышения качества и производительности. Нормы обычно устанавливаются в расчете на среднего рабочего, что не является объективным показателем.
– Установление норм и контроль за ними требует работников не менее, чем занятых в сфере производства, что увеличивает непроизводительные расходы.
– Сдельная работа опустошает еще больше, чем работа по нормам.
– Нормированная и сдельная работа – это серьезные недостатки системы управления.
– Необходимо обеспечить условия для постоянного и постепенного усовершенствования процесса.
12. Устранить препятствия, лишающие людей профессиональной гордости
– Устранить препятствия, которые не позволяют всем работникам предприятия, независимо от занимаемой должности, гордиться своим мастерством.
– Это требует отказа от ежегодной аттестации и объективных методов управления.
– Количественные показатели должны быть заменены на качественные.
– Все работы не имеющие смысла должны быть исключены.
– Каждый работник должен знать политику в области качества, а также долгосрочные и краткосрочные планы.
13. Поощрять стремление к образованию
– Разрабатывать программу повышения квалификации для каждого сотрудника сверху до низу.
– Поощрять стремление к самосовершенствованию и повышению общего образования.
– Учиться в течение всей жизни. Более широкое и глубокое образование вклад в будущее фирмы.
– Статистические методы и статистические показатели процесса производства должны быть в основе знаний каждого сотрудника.
14. Обязанности руководства предприятия при осуществлении политики качества
– Постоянное усовершенствование качества продукции и повышение производительности.
– Следовать в собственной практике тем же принципом, которые проповедуют сами.
– Быть не только инициаторами, но и проповедниками своих идей.
Деятельность руководителя по улучшению качества включает четыре этапа:
– Наблюдение, когда руководитель собирает информацию о деятельности своего подразделения, определяет, какие изменения в этой деятельности необходимы.
– Разработка мероприятий по улучшению, когда руководитель решает, какие организационные меры он должен принять, как вовлечь в эту работу подчиненных, какие мотивы по их мотивации он должен использовать.
– Внедрение, когда руководитель наблюдает за ходом внедрения новаций, контролирует действия подчиненных.
– Анализ, когда руководитель анализирует результаты внедрения и накапливает опыт для следующего этапа наблюдения. Получается как бы замкнутый цикл деятельности руководителя (рис. 2).
Предыдущая |