КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

Предыдущая

1. Качество

1.2. Историческая справка

1.2.10. 14 принципов Деминга

1. Постоянство цели. Суть этого принципа в четкой формулировке постоянной цели предприятия, направленной на усовершенствование продукции (услуг). В формулировке Деминга это звучит так. «Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель – стать конкурентноспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Не отступайте от достижения твердо установленных производственных целей в области поэтапного и постоянного улучшения продукции и услуг». При этом ресурсы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности, а не сиюминутная прибыль.

 2. Новая философия. В трактовке Деминга «Применяйте новую философию предпринимательства (философию качества), чтобы добиться стабильности предприятия». Вся компания должна быть в процессе улучшения качества всех систем и видов деятельности. Качество-предпосылка для роста производительности. Доволен заказчик – стимул для деятельности. Потребитель должен получать то, что он хочет, когда хочет и в той форме, в которой хочет.

 3. Прекращение проверок качества продукции. Деминг пишет: «Поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле, и нет зависимости качества от него. Устраните необходимость в массовом контроле, в первую очередь сделав качество неотъемлемой характеристикой товара». Отсюда следует:

 – Качество продукции результат оптимального процесса производства, а не контроля.

 – Управление процессом производства вместо проверок качества продукции.

 – Постоянное усовершенствование качества процесса производства – задача всех.

 – Ответственность отдела технического контроля за качество – неверный путь. За качество отвечают все.

 4. Покончите практику закупок по самой дешевой цене, т.к.:

 – цена не отражает качество;

 – качество должно быть известно и подтверждено сертификатом и статистически доказано;

 – необходимо стремиться к выбору единого поставщика, доверие к нему позволит исключить входной контроль и окупить более высокую цену закупок.

 5. Постоянно совершенствовать систему качества:

 – Определение причин дефектов и на основе этого усовершенствование системы качества производства.

 – Усовершенствование процесса – повышает производительность и уменьшает затраты, а следовательно увеличивает прибыль.

 – Система контроля и управление процессом должна строиться на статистических методах.

 6. Создание современных методов профессионального обучения:

 – Обеспечение постоянного повышения квалификации сотрудников – задача руководителя.

 – Каждое предприятие должно иметь план обучения и повышения квалификации.

 – Человек – решающее звено везде, даже в полностью автоматизированном производстве.

 7. Обеспечение правильного руководства:

 – Руководитель должен быть не надзирателем, а помощником подчиненным, чтобы лучше выполнить работу.

 – Руководитель должен обладать знаниями о статистических методах, чтобы оказывать помощь своим сотрудникам.

 – Сотрудник не должен обвиняться в результатах работы, если виновата система (плохое оборудование, акцент на количество, а не на качество и т.д.).

 8. Устранение атмосферы боязни:

 – Из-за боязни и страха человек делает ошибки (сдает дефектные изделия, преувеличивают цифры, скрывают ошибки).

 – Необходимо создать атмосферу исключения боязни на всем предприятии, атмосферу взаимного доверия, уважения и уверенности. Для этого необходимо разрушить барьеры между работниками и их непосредственными начальниками.

 – За брак не наказывают, а наказывают за пропуск брака на последующие операции.

 9. Устранение барьеров между подразделениями и различными сферами деятельности предприятия:

 – Работники исследовательских, конструкторских, производственных, торговых и контролирующих отделов и подразделений должны работать как одна команда, чтобы предвидеть возникновение проблем как при производстве, так и эксплуатации и оказании услуг.

 – Необходимо создавать группы (кружки качества) для комплексного решения поставленных вопросов.

 – Исключить любые внутренние конфликты.

 – Между подразделениями предприятия должны быть отношения как между, потребителем и производителем (поставщиком) по всей производственной цепочке.

 – Предприятие должно работать по функциональному принципу.

 10. Избегать ненужных лозунгов и призывов:

– Лозунги, плакаты, проповеди никому не помогли работать. Они вызывают горечь и негодование, не позволяют рабочим гордиться своим мастерством.

 – Задания сверху должны соответствовать системе. Задача администрации не упрашивать рабочих лозунгами, а улучшать систему качества путем внедрения статистических методов контроля и регулирования технических процессов.

 11. Не ставить жестко установленных норм

 – Устранить произвольно предписываемые нормы. Нормы – это заслон на пути повышения качества и производительности. Нормы обычно устанавливаются в расчете на среднего рабочего, что не является объективным показателем.

 – Установление норм и контроль за ними требует работников не менее, чем занятых в сфере производства, что увеличивает непроизводительные расходы.

 – Сдельная работа опустошает еще больше, чем работа по нормам.

 – Нормированная и сдельная работа – это серьезные недостатки системы управления.

 – Необходимо обеспечить условия для постоянного и постепенного усовершенствования процесса.

 12. Устранить препятствия, лишающие людей профессиональной гордости

 – Устранить препятствия, которые не позволяют всем работникам предприятия, независимо от занимаемой должности, гордиться своим мастерством.

 – Это требует отказа от ежегодной аттестации и объективных методов управления.

 – Количественные показатели должны быть заменены на качественные.

 – Все работы не имеющие смысла должны быть исключены.

 – Каждый работник должен знать политику в области качества, а также долгосрочные и краткосрочные планы.

 13. Поощрять стремление к образованию

– Разрабатывать программу повышения квалификации для каждого сотрудника сверху до низу.

 – Поощрять стремление к самосовершенствованию и повышению общего образования.

 – Учиться в течение всей жизни. Более широкое и глубокое образование вклад в будущее фирмы.

 – Статистические методы и статистические показатели процесса производства должны быть в основе знаний каждого сотрудника.

 14. Обязанности руководства предприятия при осуществлении политики качества

– Постоянное усовершенствование качества продукции и повышение производительности.

 – Следовать в собственной практике тем же принципом, которые проповедуют сами.

 – Быть не только инициаторами, но и проповедниками своих идей.

 Деятельность руководителя по улучшению качества включает четыре этапа:

 – Наблюдение, когда руководитель собирает информацию о деятельности своего подразделения, определяет, какие изменения в этой деятельности необходимы.

 – Разработка мероприятий по улучшению, когда руководитель решает, какие организационные меры он должен принять, как вовлечь в эту работу подчиненных, какие мотивы по их мотивации он должен использовать.

 – Внедрение, когда руководитель наблюдает за ходом внедрения новаций, контролирует действия подчиненных.

 – Анализ, когда руководитель анализирует результаты внедрения и накапливает опыт для следующего этапа наблюдения. Получается как бы замкнутый цикл деятельности руководителя (рис. 2).

Предыдущая