В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация
Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.
Предыдущая |
1. Качество
1.2. Историческая справка
1.2.9. Тотальный менеджмент качества (TQM)
В 70 и 80 годы начинается переход от тотального управления качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM) (Total Quality Management). Идеи TQM сформулированы Э. Демингом в «14 принципах Деминга», над которыми он работал с 1950 по 1982 годы. На основе этих идей появились международные стандарты по качеству серии ИСО 9000 в 1987 году. Цикл TQM, представленный на рис. 1, кроме TQC включает политику и цели в области качества, планирование качества, улучшение качества и обеспечение качества. Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований к продукции, то TQM – это еще и управление целями и самими требованиями, а также обеспечение качества, т.е. создание системы мер, обеспечивающих уверенность у потребителя в стабильном и высоком качестве продукции.
В системе TQM существенно возрастает роль человека и обучение персонала. Мотивация достигает такого состояния, что люди настолько увлечены работай, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать дома. Появляется новый тип работника. Обучение становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более активными. Используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы. Обучение превращается и в часть мотивации, т.к. обученный человек имеет преимущество в карьере и способен на роль лидера. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.
Во взаимоотношении поставщиков и потребителей внедряется сертификация системы качества на соответствие стандартов ИСО9000. В результате характер их взаимоотношений стал более открытым и доверительном. Потребители стали выбирать постоянных поставщиков самых лучших.
Родоначальниками TQM являются американцы Шухарт, Деминг, Джуран, Кросби, Фейгенбаум и Японцы Исикава и Тагути.
Особый вклад в эту проблему внес Деминг, который в 1982 г. в своей книге «Качество, продуктивность, конкурентноспособность» сформировал свои 14 принципов менеджмента качества. Разработке этих принципов он посветил более 20 лет. Эти принципы ломают традиционные представления о качестве как о компромиссе интересов производителя и потребителя и являются программой действия для предприятий, ставящих перед собой цели добиться выживания в условиях рынка и процветания на многие годы. Суть философии Деминга скрыта в словах «дорога к качеству бесконечна».
Под менеджментом качества понимается организационная деятельность руководителей предприятия в области качества, направляющая человеческие, материальные и финансовые ресурсы предприятия туда, где они дадут наилучшие результаты во благо потребителей, работников предприятия и общества. Наибольшее признание эта концепция получила в Японии, Германии, Англии, США, Швеции, Ю. Корее, Тайване.
Предыдущая |