КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

Предыдущая

1. Качество

1.2. Историческая справка

1.2.13. Международные и европейские стандарты в области качества

Проблема повышения качества продукции является главной в обеспечении конкурентноспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества в условиях рыночной экономики. Качество стало главным инструментом, который позволяет обеспечивать оптимальное развитие производства, обслуживания и управления, сохранять взаимопонимание и взаимодействие во всей цепочке от производителя до потребителя продукции.

 Системный комплексный подход к управлению качеством, основанный на современных достижениях науки о качестве и передового мирового опыта, определяя качество как постоянное требование и характерную черту современной жизни.

 В настоящее время в мире внедрения системного подхода к управлению качеством осуществляется на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Уже сегодня при заключении контрактов потребитель требует от поставщика подтверждения наличия системы обеспечения качества, соответствующей стандартом ИСО серии 9000. Уже 80 стран мира ввели в действие эти стандарты.

 Повышенное внимание к вопросам окружающей среды и общества привело к созданию систем управления охраной окружающей среды и разработке стандартов ИСО серии 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции и услуг.

 Особую значимость получает проблема сертификации систем качества предприятий на соответствие ИСО серии 9000. В 1997 году насчитывалось в мире 250 тыс. компаний, сертифицировавшие свои системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

 Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Существенно возросло влияние гуманистической (социальной) составляющей качества. Усиливается внимание предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

 В последние годы появился еще стандарт QS-9000 «Требования к системам качества», позволяющий создать современную систему менеджмента качества с жесткими требованиями к качеству и надежности продукции.

 В Европе и различных странах создаются европейские и национальные стандарты по системам качества в соответствии с ИСО серии 9000. Это европейские стандарты E N 29000 и Е N 45000, в которых положения ИСО серии 9000 более конкретизированы.

Предыдущая