В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация
Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.
Предыдущая |
1. Качество
1.2. Историческая справка
1.2.14. Пять периодов развития систем управления качеством
Академик Российской Академии проблем качества В.А. Лапидус описывает пять периодов в развитии систем управления качеством, назвав их «пятью звездами качества». В основу звезды качества положен знак качества и пять основных принципов:
– Система обучения персонала.
– Система взаимоотношений с потребителем.
– Документированная организационная система управления качеством (функции и процессы).
– Система взаимоотношений с поставщиком.
– Система мотивации качества.
Наглядно это иллюстрируется на рис. 5.
В центре звезды качества установленные требования к качеству продукции и услуг. По граням «знака качества» – пять основных принципов.
Рассмотрим представленные «Звезды Качества» в толковании Лапидуса
1. Первый период 1905 – 1924 г.г. (Первая Звезда качества) Система Тейлора (рис. 6).
2. Второй период 1924 – 1951 г.г. Статистические методы (Вторая Звезда Качества) (рис. 7).
3. Третий период 1951 – 80 годы. Всеобщее управление качеством (TQC) (Рис. 8).
4. Четвертый период с 80 годов. Всеобщий менеджмент качества (TQM). (Рис. 9).
5. Пятый период 90 годы. Жесткие требования к качеству и надежности продукции, сформулированные в автомобильной промышленности США и Германии (Рис. 10).
Предыдущая |