КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

Предыдущая

1. Качество

1.2. Историческая справка

1.2.14. Пять периодов развития систем управления качеством

Академик Российской Академии проблем качества В.А. Лапидус описывает пять периодов в развитии систем управления качеством, назвав их «пятью звездами качества». В основу звезды качества положен знак качества и пять основных принципов:

 – Система обучения персонала.

 – Система взаимоотношений с потребителем.

 – Документированная организационная система управления качеством (функции и процессы).

 – Система взаимоотношений с поставщиком.

 – Система мотивации качества.

 Наглядно это иллюстрируется на рис. 5.

 В центре звезды качества установленные требования к качеству продукции и услуг. По граням «знака качества» – пять основных принципов.

 Рассмотрим представленные «Звезды Качества» в толковании Лапидуса

1. Первый период 1905 – 1924 г.г. (Первая Звезда качества) Система Тейлора (рис. 6).

 2. Второй период 1924 – 1951 г.г. Статистические методы (Вторая Звезда Качества) (рис. 7).

 3. Третий период 1951 – 80 годы. Всеобщее управление качеством (TQC) (Рис. 8).

 4. Четвертый период с 80 годов. Всеобщий менеджмент качества (TQM). (Рис. 9).

5. Пятый период 90 годы. Жесткие требования к качеству и надежности продукции, сформулированные в автомобильной промышленности США и Германии (Рис. 10).

Предыдущая