КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

Предыдущая

1. Качество

1.2. Историческая справка

1.2.15. Работы русских ученых по философии качества

 Серьезные работы по философии качества сделаны русскими учеными В.С. Соловьевым, И.А. Ильиным, А.А. Богдановым, Вернадским и др. На основе их работ определилось новое понимание качества, в котором ведущее значение приобретают системные и структурные характеристики. Система представляет собой совокупность элементов и их связей, образующих определенную целостность. Качественные характеристики системы не сводятся к сумме свойств и особенностей составляющих ее элементов и связей, а зависит от их взаимосвязей.

 Качество пронизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная характеристика имеет также фундаментальное значение для понимания человеческой сущности и духовной культуры. Качеством обусловлена целостность природного и социального мира и его многообразия. Исходя из этих позиций Российские философы Ю.В. Кренев и М.А. Кузнецов предложили интегральную модель (рис. 11), которую назвали эллипсоидом качества. Эта модель показывает единство всех категорий и роль качества в духовном, социальном и деятельном пространстве жизни индивида и общества.

 Из модели видно, что имеются внешняя определенность предмета (его форма, свойства, признаки) и внутренняя определенность предмета (система, структура, функции). Следовательно качество-единство внешней и внутренний определенности предмета, явления, процесса.

 В эту схему вписывается все 14 принципов Деминга. Таким образом цель качества – это внесение осмысленности в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Поэтому качество – это не только качество продукции (услуги, процесса), как многие понимают, но и качество жизни вообще, т.е. охватывает все сферы человеческой деятельности. Поэтому представляется возможным эту концепцию качества представить в виде диаграммы (рис. 12).

 В России организационные структуры управления как правило имеют иерархический характер, где управление осуществляется сверху вниз. Известно, что такая структура (начальник-подчиненный) плохо соответствует целям управления качеством и не вписывается в систему TQC и тем более в TQM. Поэтому те, кто хочет достигнуть успеха, должен перестроить свою структуру в соответствии с ИСО 9000 и ИСО 10000.

Предыдущая