В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация
Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.
Предыдущая |
1. Качество
1.3. Российские системы качества
1.3.2. Саратовская система бездефектного изготовления продукции – БИП
Одной из первых попыток повышения качества труда и обеспечения заданного уровня качества продукции является Саратовская система БИП, разработанная в 1955 г. на одном из машиностроительных заводов г. Саратова, основанная на принципе бездефектного изготовления продукции, сдачи ее ОТК с первого предъявления и количественной оценки труда исполнителей. Основные принципы этой системы следующие:
– Непосредственный исполнитель несет полную ответственность за качество выполняемой работы.
– Не допускается каких-либо отступлений от требований технической, технологической или другой документации.
– Запрещается оформлять временные разрешения на сдачу ОТК продукции, изготовленной с отступлениями от требований документации.
– Не допускается составления ведомостей дефектов работниками ОТК при приеме продукции.
– Исполнитель предъявляет продукцию ОТК, предварительно полностью проверив ее и убедившись в отсутствии дефектов.
– Продукция, имеющая неисправимые дефекты, отделяется самим исполнителем и отдельно предъявляется ОТК для оформления листа о браке.
– ОТК возвращает всю продукцию исполнителю на доработку при обнаружении первого же дефекта.
– Последующее предъявление продукции ОТК осуществляется с разрешения руководства предприятия (цеха).
Усиленное функционирование этой системы требовало от инженерных и вспомогательных служб цеха, участка, всего предприятия четкой организации и обеспечения всем необходимым.
Система включала ряд взаимоувязанных, организационных, технологических, экономических, социальных и правовых мероприятий, обеспечивающих условия для изготовления бездефектной продукции в соответствии с требованиями нормативной документации на ее. В системе предусматривалось постоянное совершенствование производственных процессов, обеспечение технологической дисциплины и ритмичности работы, повышение квалификации исполнителей, применение установленных методов и форм контроля качества продукции.
Одним из условий обеспечения функционирования системы являлось наличие эффективного технического, административного и общественного контроля, своевременно обнаруживающего дефекты в продукции и оперативное их предотвращение.
Впервые в системе осуществлялась количественная оценка как коллективов производственных подразделений, так и труда каждого исполнителя. Оценочными критериями являлись такие показатели, как процент сдачи продукции с первого предъявления, процент возврата продукции от подразделений потребителей, потеря от брака, выполнение мероприятий по улучшению качества продукции.
Система способствовала переходу на работу с личным клеймом и сдачи продукции по доверенности ОТК. С правом самоконтроля работали отдельные исполнители, бригады, участки и цеха. Были звания «отличник качества», «мастер золотые руки» и др.
В рамках системы регулярно проводились «Дни качества», на которых критическому анализу подвергались итоги работы по обеспечению установленного качества продукции и разрабатывались мероприятия по улучшению качества, определялось моральное и материальное стимулирование работ по качеству. Дни качества проводились на всех уровнях.
С начала 60-х годов саратовская система широко распространилась на предприятиях всех отраслей промышленности в СССР. На львовском заводе телеграфной аппаратуры эта система модернизировалась в систему бездефектного труда (СБТ).
Предыдущая |