В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация
Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.
Предыдущая |
1. Качество
1.3. Российские системы качества
1.3.6. Система КС УКП
В начале 70-х годов органы Госстандарта совместно с организациями различных отраслей промышленности изучили опыт этих систем, обобщили их и сформировали общие принципы и методологию в управлении качеством. В результате была создана комплексная система управления качеством продукции КС УКП, которая была апробирована на ряде передовых предприятий Львовской области.
Организационно-технической основой управления в этой системе стали стандарты предприятия СТП, что позволило всю работу по управлению качеством продукции поднять на новую организационную ступень, обеспечить необходимую связь процессов управления на каждом конкретном предприятии с управлением отрасли.
СТП регламентировали проведение всех организационных, технических и экологических мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, установили порядок действия и ответственность каждого исполнителя в работе по достижению высокого управления, надежности и долговечности продукции. СТП являлись одной из составных частей государственной системы стандартизации.
Основные положения системы КС УКП следующие:
– Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции.
– Планирование повышения качества продукции, в том числе планировании работ по стандартизации, аттестации и техническому развитию деятельности предприятия в области повышения качества.
– Организация разработки и поставки продукции на производство, обеспечивающая создание технической документации и опытных образцов высокого качества, своевременное освоение в производстве продукции высокого качества.
– Технологическая подготовка производства, обеспечивающая готовность предприятия выпускать продукцию установленного уровня качества в запланированном объеме.
– Материально-техническое обеспечение производственного процесса необходимыми материальными ресурсами и фондами в требуемом объеме и уровне качества.
– Метрологическое обеспечение качества производственного процесса и продукции, обеспечивающее единство, точность и достоверность измерений.
– Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, хранении, транспортировке, сбыте и потреблении (эксплуатации).
– Подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров, обеспечивающих предприятие работниками, способными решать задачи в области качества продукции.
– Оперативное управление качеством производственного процесса, обеспечивающее выпуск продукции стабильного уровня качества.
– Контроль качества, обеспечивающий выявление производственных процессов и продукции, не соответствующих регламентированным требованиям, а также определение причин этого несоответствия.
– Аттестация продукции.
– Стимулирование повышения качества продукции, обеспечивающее моральное и материальное стимулирование работников предприятия для выпуска продукции высокого качества.
– Ведомственный контроль и Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и за состоянием средств метрологического обеспечения. Выявление недостатков при проведении надзора и осуществление мероприятий по ликвидации причин обнаруженных недостатков.
– Организация правового обеспечения качества продукции, позволяющая функционирование системы управления качеством продукции в соответствии с существующим законодательством.
– Информационное обеспечение системы.
– Нормирование требований к качеству продукции на научной основе.
– Организация трудовой деятельности на предприятии.
Реализация указанных функций системы осуществилась распределением их по организационной структуре предприятия. Определение состава и содержания стандартов предприятия производилось в зависимости от характера, особенностей и специфики производства, его конкретной организационной структуры.
Структура КС УКП предусматривала многоуровневую организацию управления: на уровне предприятия, цеха, бригады, участка, рабочего места.
Госстандарт совместно с министерствами и ведомствами осуществлял широкую систему мер научного, методического и организационного характера, направленных на реализацию принятых решений по внедрению КС УКП, важнейшие из которых:
– Разработка научно-методических основ построения и функционирования КС УКП.
– Разработка форм и методов организации работ в отраслях промышленности по широкому внедрению КС УКП.
– Организация контроля и учета хода разработки и внедрения КС УКП.
– Осуществление массовой пропаганды передового опыта и научных основ управления качеством продукции.
Основным методическим документом являлась «Комплексная система управления качеством продукции. Рекомендации по разработке, внедрению и совершенствованию в объединениях и на предприятиях». Были также и другие частные рекомендации.
Во всех отраслях были утверждены головные и базовые организации по разработке и внедрено КС УКП в отраслях. В СССР их насчитывалось 300 головных и 1200 базовых.
На основе КС УКП были разработаны отраслевые системы управления качеством ОС УКП и методические указания по внедрению РС УКП на предприятиях отрасли. Были разработаны также территориальные системы управления качеством продукции ТС УКП. Первая такая система была создана в Москве в 1981 г. Московская городская система управления качеством продукции (МГС УКП). Аналогичные системы были созданы в Ленинграде, Киеве, Баку, Кишиневе, Минске, Тбилиси, Красноярске, Новосибирске, Горьком, Львове, Днепропетровске, Ярославле, Ростове-на-Дону и др.
Разрабатывались также экономико-математические модели в системах управления качеством продукции (ЭММ СУКП).
Но с развалом СССР все прекратило практически свою работу. Только на отдельных предприятиях оборонных ведомств кое что сохранилось.
Предыдущая |