КА  «Профессиональное тестирование»

В.К. Кулешов, И.С. Филатова
Теория управления качеством и сертификация

Учебное пособие. Томск: Том. политех. ун-т, 2003. – 125 с.

Предыдущая

4. Контроль качества продукции

4.2. Методы определения показателей качества продукции

 В соответствии с петлей качества обеспечения контроля качества продукции, представленной на рис. 18, решение вопроса о контроле качества продукции начинается с выбора метода контроля. В соответствии с ГОСТ15467 существует шесть разновидностей методов контроля:

Измерительный метод – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений. Этот метод требует выбора или разработки методов определения значений установленной номенклатуры показателей качества, установления базовых значений показателей качества конкретной продукции, наличия необходимых средств измерения и их аттестации, определения фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми. Этот метод полностью следует петле качества.

 Регистрационный метод – метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Это отказ изделия или число дефектных изделий в партии и т.д.

 Расчетный метод – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе использования теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Примером может служить определение прочности материалов при испытании на растяжение, сжатие, изгиб, когда требуемая характеристика рассчитывается на основе измерения других параметров. Так прочность при растяжении определяется из выражения

,

здесь F – усилие, H при котором разрушился образец, S – площадь поперечного сечения образца в рабочей его части, м2.

 Аналогично определение удельного объемного электрического сопротивления электроизоляционных материалов:

,

где  R – сопротивление образца, Ом

 S – площадь электрода, контактирующего с образцом, м.

 d – толщина образца, м.

 Можно привести много других примеров, т.к. этот метод широко применяется.

 Органолептический метод – метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятии органов чувств. Это особый метод, когда точность и достоверность не может быть определена какой то величиной, а зависит от квалификации, навыков и способностей людей, определяющих показатель качества. Этот метод не исключает использование технических средств, повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств таких как лупа, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и т.д. Этот метод применяется при определении показателей качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий, напитков и другой продукции, использование которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя. Покупатели качества, определяемые этим методом, выражаются в баллах.

 Экспертный метод – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами. Этот метод главным образом применяется при конкретной оценке качества продукции.

 Социологический метод – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Этот метод осуществляют устным способом (опросом потребителей) или с помощью анкетирования, а такие проведения конференций, совещаний, выставок, дегустаций и.т.д. Социологический метод часто используется производителем продукции для анализа конкурентноспособности своей продукции и принятия решений о повышении качества продукции.

Предыдущая