КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 7. Этнокультурная среда

Этнокультурная среда – это совокупность характеристик региональных и национальных культур. Посещение других стран с целью ознакомления с жизнью других народов часто само по себе выступает мотивом путешествия.

Этнокультурная среда проявляется в самом внешнем облике городов и местностей других стран – в характере застройки, типе домов, жидлищ, в форме городских улиц, в поведении людей, зачастую в их одежде и т. д. При вступлении в контакт с людьми визуальные впечатления обогащаются другими – представлениями о манере общения, речи. Если удается завязать разговор на известном обоим сторонам языке, то можно в какой-то мере почувствовать иной металитет. К более явным признакам иной этнокультурной среды относятся традиции, обычаи, изделия народных промыслов – все это становится целью специальных поисков, которые предпринимают туристы, стремящиеся глубже окунуться в иную этнокультурную среду.

В принципе, любая иная этнокультурная среда представляет интерес. Иногда интересно, как живут родственные народы – близкие по происхождению, но другие. Например, русские могут испытывать такой интерес к жизни западных или южных славян, американцы – к жизни европейцев (к этому добавляется еще и ностальгический мотив, поскольку американская цивилизация как бы вышла из европейской). Но особенно большой географический стресс человек испытывает, когда оказывается в принципиально другой обстановке – христианин перемещается в мусульманский или буддистский мир, турист из экономически высокоразвитой страны приезжает познакомиться с жизнью какого-то племени, ведущего простое существование в единстве с природой. В целом такие макрокультурные контрасты прослеживаются между так называемыми цивилизационными регионами мира, региональными культурами, или цивилизациями.

Важно проводить различие между понятиями «цивилизация» как тип региональной культуры, и «цивилизованность» ‑ последнее предполагает какую-то сравнительную оценку с точки зрения того ступеньки общественного прогресса, на который находится некоторый народ или отдельный человек. Если в последнем отношении, например, народы Европы ушли далеко вперед от аборигенных народов Океании, то в первом – их культуры следует рассматривать как рядом стоящие, без сравнения по «уровню развития». Культура народов Океании может быть не менее инересна, чем, скажем, английская, и те же англичание могут предпринять дальние путешествия, чтобы с ней познакомиться.

Выделяют 8 таких региональных цивилизаций:

- 4 цивилизации Востока: Китайско-конфуцианская, Индуистская,

Исламская, Японская;

Западноевропейская католическо-протестантская (с североамериканским и австралийско-новозеландским очагами);

Славяно-православная (восточно-европейская или евразийская);

Латиноамериканская (от Мексики до Чили);

Африканская (негроидно-африканская).

Однако, как отмечают Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев, все попытки установления четких границ между существующими ныне цивилизациями наталкиваются на известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо появляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как в периферийных областях увеличиваются чуждые им особенности. Например, во Франции, Великобритании и странах Бенилюкса проявляется идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, но в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют», здесь наблюдается переплетение «трансцивилизационных» элементов, исчезновение одних и доминирование других признаков. Таким образом, между отдельными цивилизационными пространствами существуют переходные «зоны смешения» цивилизационных признаков.

Выделение цивилизаций производится по комплексу признаков: религии, этнической близости народов, письма, фольклора. Определенную роль играет и расовая основа, но не определяющую. При этом ни один из этих признаков не является достаточным для проведения гранц между цивилизациями. Например, в славянско-православном регионе проживает много народов, исповедующих ислам, буддизм. Но они в результате длительного исторического взаимодействия со славяно-православными народами оказались частью этой цивилизации, хотя и особой частью. Можно предположить, что они скорее относятся к этой цивилизации, чем к отдельно выделяемой исламской. С другой стороны, православные румыны, болгары скорее относятся к западноевропейской цивилизации, чем к восточноевропейской. Вероятно, главным отличительным признаком между разными региональными цивилизациями является менталитет. Скорее даже не он, поскольку разный менталитет налюдается и просто у разных народов, представителей разных религий, а некоторый наиболее общий принцип мировоззрения, определяющий отношение человека к миру, происходящим событиям и к самому себе.

Вместе с тем и этническое деление мира, и конфессиональное имеют самостоятельную ценность в изучении культурных регионов. Например, у всех славянских народов есть общие черты культуры. Близкими чертами отличаются католические народы, протестанские, православные. И, конечно же, исповедующие ислам иди буддизм. Но есть и «кросснациональные» и «кроссконфессиональные» подразделения. Так, выделяют так называемую «средиземноморскую культуру», к которой народы Пиренейского, Аппенинского и Балканского полуостровов – романские и славянские, исповедующие и католичество, и православие. Есть здесь и албанцы, составляющие отдельную этническую группу индоевропейской семьи и исповедующие в основном ислам.

Расовая принадлежность в целом лишь коррелирует с разными кульутрными регионами, но в небольшой степени. Есть регионы смешения рас – Америка, ‑ где принадлежность к той или иной культуре больше определяется проживанием в определенной стране, языком и отчасти религией. Тем не менее расовое деление имеет свою ценность и с точки зрения изучения культурной дифференциации – культура индейцев Перу отличается от культуры белого населения той же страны, хотя все они в национальном отношении считаются перуанцами.

7.1. Расы и расообразование
7.2. Этнические общности и цивилизации
7.3. Языки и языковые общности людей
   7.3.1. Типизация языков народов мира
   7.3.2. Письменность народов мира
7.4. Конфессиональная структура населения
   7.4.1. Исторические этапы развития религий
   7.4.2. Основные религии современного мира
   7.4.3. Другие религии, имеющие локальное распространение

Предыдущая